газета "На Варшавке"
№ 11 (59) СЕНТЯБРЬ 2002
ВПИШИТЕ МЕНЯ
В ИСТОРИЮ РОССИИ
Дворник
Фото: Александр Кравчук
Недоверие к переписчикам зародилось на Руси еще в эпоху монголо-татарcкого ига. По сообщению летописца, в середине XIII в. «численники» Чингисхана «изочтоша всю Землю Русскую». Тогда переписи, как и в других странах, использовались властью исключительно в налоговых целях. Татары хотели знать точно, сколько русских данников должны пополнять их казну.
 В XIV–XVI вв. становление единого государства требовало наведения порядка в хозяйстве. В те времена результаты переписей, в которых наряду с описанием угодий фиксировалось число дворов и людей, вносились в специальные «писцовые» книги. При этом подсчету подлежало только мужское население — то есть те, кто опять же должен был платить налоги. Впоследствии эти записи служили юридическим документом, подтверждающим право на владение землей и крепостными.
 С изменением принципа налогообложения при Петре I с «подворного» на «подушный» переписывать в России стали и слабый пол. К этому нововведению население отнеслось весьма настороженно. Протесты и бегство в леса старообрядцев-раскольников, которые связывали перепись с пришествием Антихриста, расставляющего число «зверя» на челе отступников, — яркое тому свидетельство. Подати за своих крестьян в ту пору в казну платили помещики. «Ревизские сказки», или подушные переписи, делались нечасто и владельцу крепостных приходилось по много лет платить за своих уже давно умерших крестьян. «Мертвые души» становились предметом налоговых афер. Одну из них описал наш великий писатель Николай Васильевич Гоголь.
 «Цели, задачи и технология переписи должны быть максимально открыты и понятны всем жителям России, — заявил Президент Российской Федерации Владимир Путин. — Только тогда свое участие в этом мероприятии люди будут воспринимать как поддержку общегосударственного дела». Но пока, как показывают опросы Независимого исследовательского центра РОМИР, проведенные недавно среди 50 руководителей средних и крупных российских компаний и 500 москвичей, полного понимания этих целей нет. По данным опроса мнение о том, что в ходе переписи государство хочет собрать сведения о людях, проживающих на территории страны нелегально, без прописки и регистрации, а также сведения об уклоняющихся от налогов и т. п., высказали 40% всех опрошенных бизнесменов. Среди простых москвичей этот процент значительно ниже — 15,5%.
 Массированная агитационная кампания, которая развернулась в России накануне переписи, не всегда дает ожидаемые результаты. Россиянам пытаются объяснить, зачем нужна перепись, что будет, если власти не получат достоверные сведения о населении страны. Нам рисуют безрадостную картину того, как плохо будет жить на Руси, если не внести поправки в программу экономического развития страны, учитывающие все изменения последних 12 лет. «Не будут построены десятки новых школ, сотни тысяч нуждающихся не получат положенные субсидии от государства, не будут созданы новые рабочие места для молодежи» — предупреждают нас с экранов телевизоров чиновники всех рангов.
 Но уговоры и «стращания» не всегда достигают нужного эффекта. Пожалуй, самым действенным способом снять опасения населения относительно целей государства стали два нововведения: исключение данных о фамилии, имени, отчестве и месте жительства из опросного листа и возможность проходить перепись на переписных участках. Эта уступка напуганному разгулом преступности и произволом чиновников населению сыграла свою положительную роль. По данным того же РОМИРа, в переписи готовы принять участие 96% опрошенных представителей бизнеса и около 80% простых москвичей. При этом большинство предпринимателей (58%) предпочли бы прийти на специальные пункты переписи населения, а не принимать переписчиков у себя дома. У простых москвичей картина обратная — только 37% из них собираются пройти перепись вне дома.
 И здесь, в деле общемирового значения, каким считают национальные переписи в ООН, нашим властям приходится в очередной раз делать поправку на российскую специфику. Жаль только, что при полностью обезличенной переписи теряет смысл главный лозунг кампании — «Впиши себя в историю России», ведь местоимение «себя» предусматривает личное, а не абстрактно-анонимное участие.
 


 
 
 
 
 
 
 
 
     
     
© Редакция газеты "На Варшавке"      
spm111@yandex.ru      
       
купить тренажер кроссовер с турником. кислородный коктейль для детей. спутниковый мониторинг
Hosted by uCoz